home    книги    переводы    статьи    форум    ресурсы    обо мне    English

5.4. Риски, связанные с проблемой «философского зомби»[i]

«Философским зомби» называется (термин введён Д. Чалмерсом в 1996 г. в связи с дискуссиями об искусственном интеллекте) некий объект, который изображает человека, но при этом не имеет внутренних переживаний. Например, изображение человека на телеэкране является философским зомби, и в силу этого мы не рассматриваем выключение телевизора как убийство. Постепенный апгрейд человека ставит вопрос о том, не превратится ли на неком этапе улучшаемый человек в философского зомби.

Простой пример катастрофы, связанной с философским зомби, состоит в следующем. Допустим, людям предложили некий метод достижения бессмертия, и они на него согласились. Однако этот метод состоит в том, что человека 10 дней записывают на видеокамеру, а затем прокручивают фрагменты этой записи в случайном порядке. Разумеется, здесь подвох очевиден, и в реальности люди не согласятся, так как понимают, что это не бессмертие. Однако, рассмотрим более сложный пример – допустим, у человека повреждена инсультом часть мозга, и ему заменяют её на компьютерный имплантат, приблизительно выполняющий её функции. Как узнать, не превратился ли в результате человек в философского зомби? Ответ очевиден: всегда найдутся те, кто будет в этом сомневаться и искать признаки «неподлинности» исправленного человека.

То, что отличает живого человека от «философского зомби», то есть, качественные признаки переживаний, в философии называется «квалиа»[ii], например, субъективное переживание зелёного цвета. Вопрос о реальности квалиа и их онтологическом статусе является предметом острых философских дискуссий. Моё мнение состоит в том, что квалиа реальны, их онтологический статус высок, и без выяснения их подлинной природы не следует совершать опрометчивых экспериментов по переделке человеческой природы.

Можно с уверенностью предсказать, что когда появятся улучшенные люди, мир расколется надвое: на тех, кто будет считать настоящими людьми только обычных людей, и тех, кто будет улучшать себя. Масштабы такого конфликта будут воистину цивилизационными. Конечно, каждый решает за себя, но как родители отнесутся к тому, что их дитя уничтожит своё физическое тело и закачает себя в компьютер?

Ещё одной проблемой, угрозы от которой пока не ясны, является то, что человеческий ум не может порождать цели из ничего, не совершая при этом логической ошибки. Обычный человек обеспечен целями от рождения, и отсутствие целей у него скорее симптом депрессии, чем некого логического парадокса. Однако, абсолютный ум, который постиг корни всех своих целей, может осознать их бессмысленность.



[i] Это реальный термин в современной философии сознания. Большую подборку статей по-английски можно найти здесь: http://consc.net/online/1/all#zombies Краткое изложение проблемы по-русски: «Зомби и искусственный интеллект» http://philos.miem.edu.ru/6/257.htm

[ii] Хорошее введение в проблему квалиа есть в английской Википедии. http://en.wikipedia.org/wiki/Qualia Специальные работы по проблеме можно найти здесь: http://consc.net/online/1/all#qualia