home    книги    переводы    статьи    форум    ресурсы    обо мне    English

Стоит ли бояться отключения Матрицы?

Гипотетически мы можем также предположить, что живём в симулированном внутри компьютера мире, подобном тому, что был изображён в фильме «Матрица». Это осталось бы пустым разговором, если бы не порождало ещё один логический парадокс, также связанный с рисками человеческого вымирания.

Ник Бостром разработал следующую логическую теорему, называемую рассуждением о Симуляции[i]. Вот ход его рассуждений: Исходя из текущих тенденций в развитие микроэлектроники, кажется вполне вероятным, что рано или поздно люди создадут саморазвивающийся искусственный интеллект. Нанотехнологии обещают предельную плотность процессоров в триллион штук на грамм вещества (углерода) – с  производительностью порядка 10  флопс. Плюс нанотехнологии позволят превращать залежи каменного угля в такое устройство. Это открывает перспективу превращения всей Земли в «компьютрониум» – одно огромное вычислительное устройство. Мощность такого устройства оценивается в 10  операций в секунду. (Что соответствует превращению миллиона кубических километров вещества в компьютрониум, который покроет всю Землю слоем в 2 метра.) Использование всего твёрдого вещества в солнечной системе даст порядка 10  флопс. Очевидно, что такая вычислительная мощь могла бы создавать детальные симуляции своего человеческого прошлого. Поскольку предполагается, что для симуляция одного человека нужно не более чем 10  флопс (это число основано на количестве нейронов и синапсов в мозгу, и частоте их переключения), то это даст возможность симулировать одновременно 10  людей, или 10  цивилизаций, подобных нашей, с нашей же скоростью развития. Вряд ли компьютрониум направит все свои ресурсы на симулирование людей, но даже если он выделит на это одну миллионную усилий, это будет всё ещё порядка 10  человеческих цивилизаций. Итак, даже если только одна из миллиона реальных цивилизаций порождает компьютрониум, то этот компьютрониум порождает порядка 10  цивилизаций, то есть на каждую реальную цивилизацию приходится 10  виртуальных. Здесь важны не конкретные цифры, а то, что при даже довольно разумных предположениях множество симулированных цивилизаций на много-много порядков больше множества реальных.  (Можно выразить это и проще: реальный мир со всеми его ценностями стоит сотни триллионов долларов, а его симуляция (хотя бы для одного человека) в обозримом будущем будет стоить столько же, сколько персональный компьютер, то есть меньше тысячи долларов. Поэтому гораздо вероятнее, что мы наблюдаем не реальный мир, а симулированный. Точно также, если мы видим на женщине ожерелье с большим прозрачным камнем, то гораздо вероятнее, что это бижутерия, чем что это огромный бриллиант. Точно также, если человек видит взрыв самолёта, то, скорее всего, это или кино, или фотография, или сон, или телестрансляция, потому что реальные взрывы самолёта гораздо реже, чем их копии. По мере прогресса технологий количество, их доля в опыте человека, и качество симуляций реальности непрерывно нарастает, а стоимость падает.)

Отсюда Ник Бостром (Bostrom, N. , 2003, Are You Living in a Simulation?, Philosophical Quarterly (2003), Vol. 53, No. 211, pp. 243-255) делает вывод, что истинно по крайней мере одно утверждение из трёх:

1)      Ни одна цивилизация не способна достичь технологического уровня, необходимого для создания компьютрониума.

2)      Или КАЖДЫЙ возможный компьюториум будет абсолютно не заинтересован в моделировании своего прошлого.

3)      Или мы уже находимся внутри имитации в компьютрониуме.

При этом пункт 2 можно исключить из рассмотрения, потому что есть причины, по которым хотя бы некоторые компьютрониумам будет интересно, каковы именно были обстоятельства их возникновения, но нет такой универсальной причины, которая могла бы действовать на все возможные компьютрониумы, не позволяя им моделировать своё прошлое. Причина интереса к своему прошлому может быть много, назову несколько – это вычисление вероятности своего возникновения, чтобы оценить плотность других сверхцивилизаций во вселенной или развлечение людей или неких других существ.

В этом случае рассуждение о симуляции сводится к острой альтернативе: «Или мы живём в реальном мире, который обречён в ближайшее время погибнуть, или мы живём в компьютерной симуляции». При этом нельзя сказать, что компьютрониум невозможен в принципе, так как люди свойственно видеть сны, не отличимые изнутри от реальности (то есть являющиеся качественной симуляцией), а значит, с помощью генетических манипуляций можно вырастить супермозг, который видит сны непрерывно.

Впрочем, гибель мира в этом рассуждении не означает вымирания всех людей – она означает только гарантированную остановку прогресса до того, как компьютрониум будет создан. Гарантированность её означает не только, что она произойдёт на Земле, но и на всех остальных возможных планетах. То есть она означает, что имеется некий очень универсальный закон, который препятствует подавляющему (на много-много порядков) большинству цивилизаций создать компьютрониум. Возможно, это происходит просто потому, что компьютрониум невозможен, или потому что моделирование человеческого сознания на нём невозможно. Но может быть, что это происходит потому, что ни одна цивилизация не может достичь уровня компьютрониума, так как сталкивается с некими неразрешимыми противоречиями, и вынуждена или погибнуть, или откатится назад. Эти противоречия должны носить универсальный характер, а не быть связаны только, скажем, с атомным оружием, потому что тогда цивилизации на тех планетах, в коре которых нет урана, смогут устойчиво развиваться. Примером такого универсального противоречия может быть теория хаоса, которая делает системы выше определённого уровня сложности принципиально нестабильными.

Если мы находимся внутри симуляции, нам угрожают все те же риски гибели, которые могут случиться и в реальности, плюс вмешательство со стороны авторов симуляции, которые нам могут подкинуть некие «трудные задачки» или исследовать на нас некие экстремальные режимы, или просто поразвлечься за наш счёт, как мы развлекаемся, просматривая фильмы про падение астероидов. Наконец, симуляция может быть просто внезапно выключена. (У симуляции может быть предел ресурсоёмкости, поэтому авторы симуляции могут просто не позволить нам создавать настолько сложные компьютеры, чтобы мы могли запускать свои симуляции.)

Итак, если мы находимся в симуляции, это только увеличивает нависшие над нами риски и создаёт принципиально новые – хотя появляется шанс внезапного спасения со стороны авторов симуляции.

Если же мы не находимся в симуляции, то велик шанс, что любые цивилизации по причине катастроф не достигают уровня создания компьютрониума, который мы могли бы достичь к концу XXI века. А это означает, велика вероятность неких глобальных катастроф, которые не позволят нам достичь этого уровня.

Получается, что рассуждение о симуляции действует таким образом, что обе его альтернативы ухудшают наши шансы выживания в XXI веке, то есть его нетто вклад отрицательный, независимо от того, как мы оцениваем шансы одной из двух альтернатив. (Моё мнение состоит в том, что вероятность того, что мы находимся в симуляции, – выше, чем вероятность того, что мы реальная цивилизация, которой суждено погибнуть, и на много порядков.)

Интересно отметить повторяющийся паттерн: альтернатива с SETI также имеет отрицательный нетто-эффект – если они рядом, то мы в опасности, если их нет, то мы тоже в опасности, поскольку это значит, что некоторые факторы мешают им развиваться.



[i] Are You Living In a Computer Simulation? Nick Bostrom. Philosophical Quarterly, 2003, Vol. 53, No. 211, pp. 243-255., http://www.simulation-argument.com/, русский сокращённый перевод здесь: http://alt-future.narod.ru/Future/bostrom3.htm