home    книги    переводы    статьи    форум    ресурсы    обо мне    English

 

 Doomsday men: человек выбирает смерть

 

«Doomsday men» – «Люди конца света» – таково название книги, которую мы уже цитировали выше, американского писателя П.Д.Смита о группе венгерских физиков, и в первую очередь о Лео Сциларде, стоявших за самыми значительными разработками атомного оружия – идеей о цепной реакции, водородной и кобальтовой бомбами. В этой главе мы постараемся ответить на естественно возникающий у читателя вопрос: «Хорошо, я понял, что есть масса технических возможностей, чтобы уничтожить мир – но неужели найдётся такой дурак, который захочет ими воспользоваться?!»

Мы не знаем, кто именно захочет уничтожить мир. Если бы мы знали таких людей поимённо, и особенно знали бы, где они находятся (а в современном мире даже самым опасным преступникам удаётся скрываться многие годы и десятилетия, подобно Пол Поту, Бин Ладену и Басаеву), нам было бы гораздо проще предотвратить глобальную катастрофу. Очевидно, что опасны не те люди, которые в открытую говорят, что не заинтересованы в дальнейшем существовании человечества, а те, кто делает что-то тайно. Другой момент неопределенности связан с тем, что люди не вполне осознают возможные последствия своих деструктивных действий. (Например, недавно в Японии 14-летняя школьница покончила собой, смешав бытовые растворители, и выделившийся в результате сероводород проник в систему вентиляции дома, повредив здоровью 94 человек.)

Часто в дискуссиях о глобальных рисках возникает мнение, что ни один человек не захочет реализовывать некий дьявольский план, и поэтому можно его не рассматривать. Это неверно. Во-первых, здесь применим статистический подход – рано или поздно нужные условия сложатся. Во-вторых, на Земле действительно есть группы людей и отдельные личности, которые хотят «конца света». Однако в целом это не относится к исламским террористам, потому что они хотят создать Всемирный Халифат, а не радиоактивную пустыню. (Но они могут быть готовы рискнуть по принципу «всё или ничего», например, создав «бомбу судного дня» и грозить её применить, если все страны мира одновременно не примут ислам. Но если другая секта одновременно создаст машину судного дня с требованием всем принять некую особенную форму буддизма, то ситуация действительно станет патовой, поскольку оба этих требования нельзя удовлетворить одновременно.) Важно отметить, что группа людей может гораздо дольше удерживать себя в состоянии настройки на некую идею, чем один человек, но зато группы реже формируются. Рассмотрим разные группы людей, которые потенциально могут стремиться к уничтожению человечества.

1) эсхатологические секты. Пример: Аум Синрикё. Эта организация не только верила в близость наступления конца света, но и работала над его приближением, собиралась информация о ядерном оружии, вирусах и химических веществах. (Впрочем, есть разные предположения о том, что именно делала и хотела Аум Синрикё, и выяснить окончательную правду не представляется возможным.) Теоретически опасны любые религиозные фанатики, выбирающие смерть. Например, старообрядцы часто предпочитали смерть новой вере. Такие фанатики полагают благом потусторонний мир или воспринимают Конец света как «обряд очищения». При этом возможна психологическая подмена, когда длительное ожидание чего-либо превращается в желание этого. Собственно, логическая цепь, приводящая от мирной медитации к разрушительной деятельности (примерно за 10 лет в случае Аум Синрикё) такова: сначала осознаётся наличие иного мира. Затем осознаётся, что потусторонний мир важнее нашего, и главные цели лежат в нём. Из этого следует, что наш мир вторичен, создан высшим миром, а, следовательно, мал, конечен и неважен. Более того, наш мир полон препятствий, мешающих чистому течению медитации. Поскольку высший мир первичен, то он рано или поздно он прекратит существование нашего мира. Поскольку наша секта является богоизбранной, то она получает особо точные знания о том, когда именно случится завершение этого мира. И, удивительное совпадение, есть знаки, что это произойдёт очень скоро. Более того, уничтожив мир, наша секта выполнит волю бога. Это обладание сверхважным секретным знанием, естественно, обостряет чувство собственной важности членов секты, и используется для укрепления руководства в неё. Конец нашего мира будет означать соединение всех хороших людей с высшим миром. Знание близости неизбежного конца, осознание позитивности этого события и своей исключительной роли в этом важном событии приводит к осознанию, что секта должна не только знать и проповедовать о конце света, но и приближать это событие. (Психологически происходит замена долгого ожидания на стремление.) Кроме того, попутно можно расправиться со своими врагами и чувствовать себя победителями старого мира. (Я не хочу сказать, что точно знаю, что Аум Синрикё действительно рассуждала подобным образом. Однако элементы этого рассуждения можно обнаружить у самых разных групп с эсхатологическим мировоззрением, от христианских до революционных. И вовсе не все люди и группы, которые говорят о конце света, собираются его организовывать. Среди известных сект, ожидающих конца света, – свидетели Иеговы и мормоны.)

2) радикальные экологи. Примеры: Движение за добровольное вымирание человечества. (The Voluntary Human Extinction Movement[i] – они считают полезным вымирание человечества, однако предлагают осуществить это путём отказа от размножения.) такие группы считают благом мир природы и животных и полагают человечество – не без оснований – раковой опухолью на теле Земли, ведущей вымиранию всего живого. Также можно вспомнить радикальных вегетарианцев – «веганов», для которых жизнь животных не менее (а под час и более) важна, чем человеческая.

3) нео-луддиты. Например, террорист Унабомбер (Теодор Качинский), который считал единственным выходом для цивилизации – остановку технологического прогресса и возвращение к природе, и рассылал по почте бомбы ведущим учёным-кибернетикам. Три человека погибли и многие были ранены в результате его действий. Сейчас он отбывает срок в американской тюрьме.

4) Озлобленные люди, движимые местью. Те, кто сейчас, например, расстреливают из автомата одноклассников. Но такие проекты всё же готовятся не годами, а обычно несколько дней. Хотя можно представить себе человека, который сошёл с ума, сконцентрировавшись на идее отомстить миру или Богу.

5) Бессознательное деструктивное поведение. Это может быть или неожиданный всплеск (разбить пробирку с ядом), или некая более тонкая ошибка в оценке собственных целей. Например, многие виды наркомании и экстремального поведения являются, по мнению психологов, скрытыми формами медленного «самоубийства» (саморазрушительное поведение). Потребность в самоубийстве, возможно, записана у человека на генетическом уровне и вызывается в ответ на отвержение его обществом (например: сепуко самураев; собака, умирающая от одиночества; алкоголизм от одиночества).

6) «геростраты». Понятно, что не перед кем будет прославиться, если разрушить весь мир, но, уничтожая его, можно на секунду почувствовать себя «великим человеком». Фактически, это будет извращённое проявление стремления к власти.

7) шантажисты, создавшие «машину судного дня». Это могут быть люди, выдвигающие какие угодно политические или экономические требования под угрозой полного уничтожения всего мира. Поэтому их может быть особенно трудно поймать, так как их «машина» может находиться в любом месте.

8) Универсальное оборонительное оружие последнего выбора. Вместо того чтобы создавать ядерный щит из ракет, некая страна может создать одну сверхмощную ядерную бомбу с кобальтовой оболочкой и угрожать её взорвать в случае вооружённой агрессии. Это немногим менее рационально, чем концепция «взаимного гарантированного уничтожения», ради которой созданы стратегические ядерные силы. И это похоже на поведение человека, который подрывает себя гранатой вместе с неприятелем  – а ведь правители тоже пока люди. Тем более что такое оружие создаётся не для того, чтобы его применять, а чтобы угрожать им. Концептуально это близко идее «глобального шантажа».

9) рискованное поведение, дающее большой выигрыш или проигрыш. Например, это может быть некий физический или биологический эксперимент. Это может быть отягчено нежеланием и неспособностью людей оценить масштабы и вероятность проигрыша в наихудшем случае. Пример: внешняя политика Рейгана в противостоянии с СССР.

10) Потребность в риске для сильных переживаний, азарт. Люди проигрывали поместья в карты не для того, чтобы изменить своё имущественное положение, а потому что испытывали потребность в острых переживаниях риска. Сейчас это проявляется в экстремальных видах спорта.

11) Сторонники вытеснения людей более совершенным искусственным интеллектом. В Интернете есть люди, продвигающие эту идею. Радикальные трансгуманисты тоже могут, даже против своей воли, попасть в это число.

12) Люди, полагающие смерть лучшей альтернативой чему-либо. Один американский генерал во Вьетнаме сказал про убитых жителей одной деревни: «Чтобы спасти их, нам пришлось их уничтожить».

13) Самоубийцы. Если человек нашёл достаточные основания, чтобы убить себя, он может не пожалеть и остальной мир. Пример: Итальянский пилот, который врезался в башню Пирелли в Милане на частном самолёте 12 марта 2002 года. Клиническая депрессия может проявляться в том, что человек начинает испытывать интерес к проблемам конца света, а затем и желать его, чтобы он скорее наступил. Отсюда один шаг до активной помощи в этом процессе. Около миллиона в год человек кончает собой в мире. Большинство из них выбирает убить только себя. Но некоторые хотят унести с собой и других людей, чаще всего свою семью. Некоторые больные СПИДом нарочно заражают других людей, потому что обидно погибать в одиночестве, когда для других продолжается праздник жизни. Поэтому не трудно представить себе человека, которому гибель всего мира окажется предпочтительнее, чем гибель только его самого.

14) Шизофреники, охваченные навязчивыми идеями. Бред при шизофрении заставляет человека обнаруживать не существующие в природе взаимосвязи. Шизофреники часто слышат голоса, которые подчиняют их себе. Мы не можем предсказать, какого рода бред приведёт к выводу о том, что землю надо уничтожить. При этом интеллектуальные способности при шизофрении не снижаются настолько, чтобы сделать невозможной реализацию долгосрочных эффективных стратегий. Хотя специальные тесты могут доказать наличие шизофрении, внешне она не всегда очевидна. Более того, в отличие от невроза, она не осознаётся самим человеком. Утрата способности сомневаться – одно из наиболее серьёзных проявлений шизофрении. Шизофрения может быть «заразной» в виде религиозных сект, тиражирующих некие бредовые идеи. Например, в Америке один сумасшедший «понял», основываясь на неких совпадениях дат, что для того, чтобы избежать повторения разрушительного землетрясения в Сан-Франциско, он доложен убивать невинных людей.

15) Борцы за мир. В истории неоднократно сверхоружие создавалось с той мыслью, что теперь оно сделает войны невозможными. С такой целью был создан динамит, с этой же идеей была придумана кобальтовая бомба.

16) Дети. Уже сейчас хакеры подросткового возраста стали одним из основных источников разрушительной активности в Интернете. При этом их интеллекта достаточно, чтобы освоить какую-то одну отрасль знания и написать вирус или сделать «бомбочку», но не достаточно ещё, чтобы осознать всю полноту последствий своих действий, и свою ответственность за них.

17) Перверсия сексуальной модели поведения человека, побуждающая его распространять «себя» экзотическими способами. В главе «Опасности молекулярного производства» отчёта Центра ответственных нанотехнологий мы можем прочесть: «Другим возможным источником серой слизи могут быть безответственные любители, для которых это будет хобби. Люди определённого психологического типа, по-видимому, не могут избежать искушения возможностью создавать и выпускать на волю самореплицирующиеся образования, что нам доказывает большое количество существующих компьютерных вирусов»[ii].

Человеком всегда движет несколько побуждений, только часть из которых осознается и вполне рациональна. По моим наблюдениям, часто до 10 разных желаний и целей должны были объединиться, чтобы я принял некое решение – то есть, чтобы сформировался достаточный всплеск мотивации. При этом специальные психологические процедуры для выявления скрытых целей применяются редко, и большинству людей неизвестны. Поэтому легко ожидать, что перечисленные мотивации могут действовать совместно, скрытно, нелинейно интерферируя и давая неожиданный громадный всплеск, волну-убийцу.

Вероятно, надо отдельно выделить список социальных групп и организаций, которые стремятся к крушению и смене мирового порядка. И ради этого или готовы пойти на риск всеобщего уничтожения, или могут его создать, не осознавая этого. Например, Рональд Рейган объявил «Крестовый поход» против СССР, но он понимал, что в процессе этого противостояния риск катастрофически опасной войны возрастает.

1) мировые державы, борющиеся за господство в мире. Это могут быть или первые державы, теряющие власть и вынужденные «атаковать под угрозой утраты преимущества», или державы-претенденты на мировое господство, выбирающие радикальные  и рискованные методы достижения своих целей. Психология этих процессов остаётся на уровне борьба за место альфа-самца в обезьяньей стае, которая, однако, довольно жёстко детерминирована природой естественного отбора.

2) Утопические социальные движения, стремящиеся к великим целям, например, радикальные коммунисты или религиозные организации.

3) Различные национальные, экономические, политические силы, которые не получают «своей доли» в нынешнем мироустройстве или ожидают утраты своих позиций в будущем.

4) Можно назвать также разных сторонников «поэзии апокалипсиса», любителей компьютерных игр в духе Fallout, которых привлекает эта идея, и значит, бессознательно – а иногда и сознательно – они этого и хотят.

5) Люди, живущие по принципу «после нас хоть потоп», то есть не то, что бы желающие глобальной катастрофы прямо, но предпочитающие действия, которые приносят благо в краткосрочной перспективе, но несут колоссальный вред в долгосрочной. Это состояние может особенно обостряться в связи с осознанием неизбежности собственной смерти, присутствующим у каждого человека, и сильнее всего проявляющимся в периоды риска и старости. (Модель поведения: седина в бороду – бес в ребро.)

Отдельно можно высказаться насчёт такой захватанной темы как «мораль». Её можно описать как различие между действием в личных и краткосрочных интересах и действием в общих и долгосрочных интересах. С точки зрения глобальных катастроф первый тип поведения может проявиться в том, что некая группа или человек, чтобы достичь своего успеха, будет пренебрегать стандартами безопасности. Тогда как второй тип поведения может привести к тому, что человек будет ошибочно понимать «благо для всех», и стремиться «причинить добро людям в особо крупных размерах», например, выпустив в природу вирус, который сделает всех людей «счастливыми».



[ii] Dangers of Molecular Manufacturing. http://www.crnano.org/dangers.htm